Город Тверь за 3 года нарастит муниципальный долг до трех миллиардов рублей. Доходы бюджета падают, а кредиты просто «проедаются»…

Документы по бюджету города Твери на 2020 и на плановый период 2021 и 2022 годов уже поступили из администрации в Тверскую городскую Думу, и скоро депутаты приступят к рассмотрению этого важнейшего для областного центра решения. Уже 11 ноября в рамках постоянного комитета по бюджету и налогам ТГД будет создана рабочая группа, которая начнет обсуждение доходной части бюджета. Мы тоже только начинаем знакомиться с бюджетом, поэтому пока не можем дать ему всеобъемлющей характеристики. Но даже по основным параметрам бюджета у нас возникают серьезные вопросы, которые нам хотелось бы задать администрации города.

В первую очередь, мы имеем в виду плановый рост задолженности муниципалитета, который уже к концу 2022 года может составить почти 3 млрд. рублей. Гигантская сумма, учитывая, что собственные доходы муниципального бюджета составляют около 4 млрд. Всем мы понимаем, что брать в долг намного проще, чем его отдавать, поэтому хотелось бы понять, из каких средств чиновники планируют погашать кредиты? Еще в сентябре было известно, что Тверь планирует взять в кредит более 800 млн рублей на три года под 8,25% годовых. При этом первый кредитный «транш» на сумму 288 млн. рублей город уже взял и быстро «проел» — на оплату уличного освещения города, на субсидию МУП «ПАТП-1» и т.д. Но это только начало.

Самое удивительное, что год назад — при презентации бюджета города на 2019 и на плановый период 2020 и 2021 года — приоритетом бюджета называлось прекращение роста муниципальных заимствований. С самым серьезным видом, на графиках, руководящие чиновники доказывали пагубность прежнего курса на увеличение муниципального долга, рассказывали о мерах по снижению расходов на обслуживание этого долга, причем администрация убеждала депутатов, что в три ближайших года никаких кредитов город брать не будет. Зачем все это было нужно? Кто вообще принимает важные решения в городе и отвечает за их выполнение? Или все основные финансовые параметры просто спускаются «сверху» из регионального правительства? Нужен ли вообще в этом случае трехлетний бюджет, если у нас каждый год «поворотный» и все планы идут коту под хвост?

Согласно планам городских финансистов бюджет 2019-2021 годов должен был остаться на прежнем уровне кредитной задолженности с ежегодным обслуживанием долга около 160 млн. рублей. Но этот план рухнул еще осенью 2019 года. Теперь, согласно новым бюджетным показателям, верхний предел муниципального долга города Твери по состоянию на 1 января 2021 года установлен в размере 2 671 810,6 тыс. руб, по состоянию на 1 января 2022 года в размере 2 849 639,5 тыс. руб., по состоянию на 1 января 2023  года в размере  2 965 481,4 тыс. руб. Это значит, что обслуживание муниципального долга, то есть ежегодные выплаты по процентам в 2023 года составит около 200 млн. рублей или даже более. А если город продолжит двигаться теми же темпами, то скоро ему придется брать кредиты и на выплату процентов по старым кредитам. Это классический пример должника, которого все глубже затягивает в долговую воронку.

К сожалению, председатель постоянного комитета по бюджету и налогам Дмитрий Гуменюк не видит в этом проблемы. Как он высказался недавно, «я бы сказал, что сложилась мировая практика — жить в долг, если ты знаешь, как отдавать и на какие цели и задачи расходовать средства». С этим можно было бы согласиться, если бы кредиты не брались на «поддержание штанов» и если бы действительно было ясно, откуда брать средства на погашение долга и в какие сроки. Пока ничего этого нет и в помине. Да, город будет экономить около 250-260 млн. рублей на общественном транспорте, полномочия по которому переданы в область, но отнюдь не в следующем году. Дряхлые автобусы и троллейбусы МУП «ПАТП-1» и после 1 января продолжат возить пассажиров, поскольку новая схема функционирования общественного транспорта начнет работать не сразу. Дай Бог, если все устаканится до конца следующего года.

При этом Дмитрий Юрьевич видит еще одну проблему — снижение доходов от приватизации, что неудивительно — ведь самую ликвидную часть муниципальной собственности давно уже продали. А ведь в лучшие годы приватизация давала практически миллиард рублей в городскую казну. Чем компенсировать эти выпадающие доходы, тоже не ясно. Судя по всему, пока муниципалитет выбрал «самоедскую» тактику — компенсировать выпадающие доходы кредитами. Логика чиновников понятна: на наш век хватит, а после нас — хоть потоп. Но согласятся ли с такой «логикой» жители города Твери?

Фото с сайта Администрации города Твери


Похожие записи

Оставить комментарий